Now Reading
Girls power: эссе Фаризы Оспан о женской солидарности

Girls power: эссе Фаризы Оспан о женской солидарности

Активистка Фариза Оспан – о том, как женская солидарность может преодолевать мизогинию и стереотипы, формируя более справедливый мир.

В современном мире, полном противоречий, нелогичности и жестокой борьбы за ресурсы, мы часто вынуждены соответствовать ожиданиям общества. Несмотря на прогресс, мы, женщины, продолжаем ощущать давление социальных норм и стереотипов. Женская солидарность, ключевая часть этой борьбы, является одновременно мощным инструментом поддержки и объектом критики. Почему же при всей важности взаимоподдержки женщины иногда ведут себя по отношению друг к другу как самые ненавистные враги?

Во-первых, важно помнить, что мы имеем разные жизненные опыты, ценности, убеждения и интересы. Это в принципе может приводить к разногласиям и конфликтам между людьми, независимо от пола и гендера. Наличие враждебности или конкуренции между женщинами не исключает возможности солидарности в других областях и ситуациях. Во- вторых, мизогиния интегрировалась во все аспекты нашей жизни и в культуру. Мизогиния — это систематическое презрение, пренебрежение и дискриминация в отношении женщин, которая и подстрекает к соревновательности и недоверию. Нам хочется избежать ошибок, заслужить одобрение и самоутвердиться, но можно ли нас винить за это? Женщины, привыкшие к сомнениям в своих поступках и решениях, часто становятся жертвами манипуляций. Когда женщина выражает свою силу и уверенность, она воспринимается как агрессивная или «неженственная». Мы считаем, что мужчины более солидарны друг с другом, хотя и не знаем все случаи предательства и осуждения среди них.

Помните, как телеведущая и блогерка Регина Тодоренко в 2020 году неосторожно высказалась о домашнем насилии и какая волна негатива обрушилась на нее в соцсетях? Она долго восстанавливала репутацию и заново завоевывала доверие подписчиков. Во время интервью журналу PeopleTalk Регина произнесла: «А что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил?». Из-за скандала журнал Glamour лишил Регину звания «Женщина года», а крупные рекламодатели отказались от сотрудничества с ней. Регина признала неправоту, принесла публичные извинения, выпустила документальный фильм на YouTube про бытовое насилие и пожертвовала фонду «Насилию.Нет» 2 миллиона рублей. В 2020 году был разгар пандемии COVID-19, женщины и дети оказались запертыми в одной квартире с абьюзерами, без возможности получить помощь. В тот же период были громкие кейсы с актерами мужчинами, которые избивали своих жен до реанимации. Мы не видели, чтобы они извинялись или рекламодатели прекращали работать с ними.

Осенью 2023 года депутат партии Amanat Амантай Жаркынбек во время своего выступления предложил при аресте мужей за бытовое насилие отправлять в одиночные камеры и их жен. По его мнению, женщина также должна нести ответственность. Рэпер Jah Khalib, выступая в апреле 2024 года в одном из казахстанских подкастов, открыто поддержал виктимблейминг, вместе с другими гостями выпуска переложив ответственность за изнасилование на самих женщин. Как вы думаете, депутат все еще занимает свою должность? Да. Разорвали ли бренды свои контракты с Jah Khalib? Нет. Таких историй соберется много. Политики и крупные компании отмалчиваются в надежде, что скандал со временем забудется, и он забывается.

Мы можем быть за женщин, но в то же время осуждать подругу, которая простила мужа после его измены. Нам кажется, мы бы не смогли пережить такое предательство, что это унизительно. У всех разные обстоятельства и причины для своих поступков. Стыдно признаться, но всего каких-то десять лет назад я была ужасно мизогинна. Винила свою мать за то, что она не развелась с отцом, и не вникала в причины, по которым она терпит домашнее насилие. Не понимала тех, кто вместо карьеры выбирал семью. Я пересмотрела свои взгляды, провела много часов в разговорах и спорах с друзьями, читала про системное неравенство и угнетение женщин. Принимаю, что все еще могу быть мизогинной в каких-то ситуациях. Стараюсь разобраться почему – и в следующий раз поступить правильно. Поддерживая идею сестринства, в то же время понимаю, что не со всеми можно найти общий язык, и это нормально.

Женская солидарность не новая концепция. Она проявлялась и в прошлом, нашими бабушками и матерями, и нам нужно помнить об этом. Патриархату было удобно, чтобы мы об этом забыли. Было удобно представлять женщин только как конкурирующих между собой, освещать лишь мизогинные истории. Однако истинная солидарность основана на человечности и доброте, на желании и возможности быть рядом в трудные моменты и не осуждать, если другая оступилась.

Меня вдохновляет пример коллективной силы солидарности женщин, которые без вины отбывали срок в годы большого террора в Акмолинском лагере жен изменников Родины (АЛЖИР). АЛЖИР был единственным женским исправительно-трудовым лагерем. Женщины выходили на тяжелую работу уже на следующий день после родов. Детей оставляли в соседнем бараке няням, таким же осужденным. Возвращались три-четыре раза в день, чтобы покормить грудью своего ребенка. Когда у одной женщины не было молока, другая узница приходила ей на помощь и кормила грудью ее ребенка. Жители поселка Жанажол, где находился лагерь, знали, что женщины невиновны. Они кормили узниц так, чтобы конвоиры не заметили этого. В ночное время между камышами местные женщины оставляли молоко, крупы, мясо, чтобы узницы, собирая камыши, находили продукты. Наверняка вам известна история с куртом. Жительницы села делали курт в виде камня и приходили к озеру вместе с детьми и внуками, когда женщины работали. Они разбрасывали курт, словно кидались камнями в узниц. Женщины не сразу поняли, что это не камни, а продукт питания. Однажды одна узница, собирая камыши, от бессилия упала на землю и, лежа на ней, почувствовала запах молока. Тогда они поняли, что это творог, высушенный на солнце.

«Истинная солидарность основана на человечности и доброте, на желании и возможности быть рядом в трудные моменты и не осуждать, если другая оступилась».

Женская дружба и поддержка могут стать основой общества, где все равны и уважаемы, независимо от расы, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, социального класса и культурного контекста. В то же время женская солидарность не подразумевает, что женщины несут ответственность за исцеление мира. Она служит примером глубоких изменений, которые происходят, когда мы объединяемся, признавая наши различия и преодолевая мизогинию. Это включает поддержку жертв сексуального и гендерного насилия, борьбу за привлечение виновных к ответственности, отказ терпеть сексизм, эксплуатацию труда и тел женщин и неравенство возможностей на работе.


Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 50 - 03081 от 04.08.2023  © 2019 — 2023