Рассказывает владелец магазина комиксов «Чук и Гик» Иван Чернявский
Главная франшиза современности — киновселенная Marvel — в этом году вышла на новый уровень продуктивности. После пандемийного 2020-го, когда супергерои взяли отпуск, вышло сразу четыре фильма, четыре сериала и один мультсериал. Как разобраться в новых кирпичиках киновселенной и куда делись Мстители? Объясняет владелец магазина комиксов «Чук и Гик» Иван Чернявский.
На чем мы остановились?
В 2019 году фильм «Человек-паук: Вдали от дома» завершил масштабную сюжетную линию киновселенной Marvel, получившую название «Сага Бесконечности». В «Сагу» вошло двадцать три фильма, которые знакомили зрителя с земными (и не только) супергероями, их проблемами, успехами и поражениями. Своим названием сюжетная арка была обязана Камням Бесконечности, древним объектам огромной мощи — тот, кто соберет их все вместе, обретет поистине божественную силу. Это сумел сделать инопланетный полководец Танос, мечтавший восстановить идеальный баланс во вселенной путем уничтожения половины ее населения. У злодея все получилось, но через пять лет выжившие Мстители использовали путешествия во времени и вернули исчезнувшую половину. На этом все будто бы и закончилось: кто-то из супергероев погиб в процессе миссии, другие добровольно ушли в отставку, а некоторые и вовсе отправились в космос путешествовать.
В финансовом смысле «Сага» завершилась на пике: три заключительные картины цикла заработали в мировом прокате больше миллиарда долларов каждая, а «Мстители. Финал» (2019) и вовсе какое-то время носил титул самого кассового фильма в истории. Сама же киновселенная Marvel закрепила статус самой кассовой кинематографической франшизы в истории. Тем интереснее было гадать о дальнейшей судьбе серии: зрители, в большинстве своем не знакомые с оригинальными комиксами, гадали, какое вообще может быть продолжение в таких условиях. У нескольких ключевых актеров серии кончились контракты (Роберт Дауни — младший, Крис Эванс), а в сюжете была поставлена логическая точка. В то же время кое-кто свои контракты продлил, например, Крис Хемсворт.
Четвертая фаза
Фильмы киновселенной традиционно делились на так называемые фазы — циклы, длящиеся несколько лет; например, в «Сагу Бесконечности» входило сразу три таких. На практике это деление никакого особенного значения не имело, а просто было удобным поводом для руководителя киновселенной Кевина Файги анонсировать сразу несколько проектов на годы вперед. Так он и сделал летом 2019 года, объявив содержание следующей, четвертой фазы со сцены фестиваля Comic-Con в Сан-Диего. В первоначальном анонсе упоминалось всего пять фильмов, и запланированный цикл должен был стать самым коротким (два года) — однако пандемия COVID-19 радикально изменила планы Файги. По презентации казалось, что фаза кончится в 2021 году — в итоге в этом году она только стартовала. Кроме того, позднее Файги анонсировал еще несколько дополнительных фильмов, так что по своему объему она приблизилась к предыдущим.
В четвертой фазе Marvel возвращается к лихому темпу «четыре фильма в год», но начинает как бы издалека. В кинотеатрах цикл открывается приквелом про прошлое Черной Вдовы, супергероини из первого состава Мстителей, погибшей в «Финале» (сольного фильма у нее до сих пор не было). А затем начинает знакомить зрителей с новыми действующими лицами — мастером боевых искусств Шан-Чи и таинственной расой бессмертных супергероев Вечных. Завершает 2021 год фильм «Человек-паук: Нет пути домой» — долгожданное возвращение к одному из ключевых героев серии. Пока этого не случилось, многие зрители и критики заметно нервничают, постоянно сравнивая новых персонажей со старыми (не в пользу новых, конечно), но успокоить их призваны следующие два года, когда подряд выйдут сиквелы «Доктора Стрэнджа», «Тора», «Капитана Марвел», «Стражей Галактики», «Человека-муравья» и «Черной Пантеры». Сиквел «Пантеры», правда, из этого ряда выбивается, поскольку в связи с кончиной исполнителя главной роли Чедвика Боузмана сюжет фильма пришлось в срочном порядке переделывать, но остальные актеры из прошлой части должны вернуться и продолжить развивать легенду о мифической стране Ваканде.
Не только кинопрокат
Немного консервативное расписание фильмов на ближайшие два года объясняется тем, что с 2021 года у киновселенной открылся второй фронт, на котором и будут дебютировать многочисленные новые персонажи. После внутренних преобразований в компании было ликвидировано подразделение Marvel Television, занимавшееся телесериалами в прошлом десятилетии. На практике это означало, что теперь креативный контроль за кино и сериалами впервые сосредоточен в одном месте (в руках Кевина Файги). Теперь студия сама занимается производством сериалов, поэтому сюжетная связь между большим и малым экранами Marvel перестанет быть номинальной. Одним из главных сюрпризов презентации Файги в 2019 году был анонс сериальных проектов наравне с кинопремьерами — все эти проекты предназначались для стримингового сервиса Disney+.
Формально четвертая фаза началась именно с сериалов. Сначала вышел «ВандаВижен», экспериментальная история о том, как супергерои переживают последствия сокрушительного столкновения с Таносом. Следом настал черед сериала «Сокол и Зимний Солдат», который обозначал преемственность в киновселенной и готовил Сокола принять освободившийся титул Капитана Америки. Оба проекта были реализованы как законченные мини-сериалы — в отличие от «Локи», уже продленного на второй сезон, и анимационной антологии «Что, если?..». Сериальный год у Marvel закончит шоу про Соколиного Глаза, а 2022-й, на контрасте с более консервативной программой кинопремьер, будет сосредоточен на новых персонажах — Лунном Рыцаре, Женщине-халк и Мисс Марвел. Из этого ряда выбивается разве что шпионский триллер «Секретное вторжение» про инопланетян-оборотней и Ника Фьюри.
Все эти сериалы будут тесно связаны с новыми фильмами сюжетно — так создатели надеются не только мотивировать зрителя не пропускать ни одной новинки, но и, разумеется, оформить подписку на Disney+. На первых порах связь еле заметная и как бы щадящая: в «Черной Вдове», например, появляется таинственная злодейка из «Сокола», но подготовленный сериалом зритель знает о ней не сильно больше, чем тот, кто его пропустил; а дебютировавшая в той же «Вдове» Елена Белова должна появиться в сериале про Соколиного Глаза. Дальше должно быть немного сложнее — например, второй фильм про Доктора Стрэнджа будет касаться событий «ВандаВижен», а новая супергероиня Моника Рамбо из того же сериала и юная Мисс Марвел станут полноценными персонажами сиквела «Капитана Марвел». Но, судя по всему, самым важным для понимания будущего киновселенной стал именно сериал «Локи».
Сага о мультивселенной
После завершения «Саги Бесконечности» киновселенной потребовался новый сюжетный стержень и очередная угроза, которая объединит всех героев в нужный момент. Фанаты комиксов долго гадали, кто из культовых суперзлодеев может стать достойной заменой Таносу и что может сравниться с артефактом, уничтожающим половину всего живого. Хотя Файги и его коллеги хранят таинственное молчание, достаточно очевидно, что центральной темой новых фаз станет мультивселенная и столкновения параллельных миров.
Зрителя к введению этого понятия готовили долго. Сначала в фильме «Доктор Стрэндж» (2016) нам показали как вообще могут выглядеть причудливые и абстрактные чужие миры, в которые можно попадать при помощи магии. Затем, по ходу сюжета «Мстителей. Финал» выяснилось, что путешествия во времени и манипуляции с Камнями Бесконечности тоже могут приводить к созданию других миров. Прямым текстом про мультивселенную заговорили в фильме «Человек-паук: Вдали от дома» (2019), где Мистерио представлялся, как пришелец с другой Земли (впрочем, это оказалось неправдой).
Полноценный дебют мультивселенной происходит в сериале «Локи», где главный герой, избежавший смерти в 2012 году, попадает в таинственное агентство, охраняющее верное течение истории и предотвращающее ответвление «неканоничных» таймлайнов. По ходу сериала бог-трикстер неоднократно встречает разные версии самого себя из параллельных миров (в том числе женщину), а в финале сталкивается с загадочным человеком, который создал агентство и когда-то остановил войну между разными вселенными. Локи и его женская версия стремятся отомстить этому странному злодею — и тот погибает, предупредив, что его смерть приведет к новому разветвлению и конфликту в мультивселенной.
Этим загадочным мужчиной является одна из версий Канга Завоевателя, заслуженного суперзлодея из комиксов с невероятно запутанной биографией, который под этим именем должен дебютировать в третьей части «Человека-муравья». В комиксах Канг напрямую связан и с путешествиями во времени, и с параллельными таймлайнами.
Еще дальше идет мультсериал «Что, если?..» — антология, в каждом эпизоде которой невидимый инопланетный Наблюдатель показывает зрителю, как могли иначе сложиться известные сюжеты из фильмов Marvel. Например, что если бы Звездным Лордом стал принц Т’Чалла, или что если бы Альтрон победил Мстителей. Именно в эпизоде про Альтрона сериал неожиданно отклоняется от принципа антологии: раздобыв Камни Бесконечности, злобный ИИ достигает вселенского могущества, узнает о существовании неведомого хранителя и начинает сам путешествовать между вселенными. Наблюдателю приходится нарушить свой принцип невмешательства и вернуться к сюжетам предыдущих эпизодов, чтобы собрать из их героев команду Стражей Мультивселенной для противодействия Альтрону. Таким образом оба сериала обозначают, что мультивселенная существует, путешествия между мирами возможны, взаимодействие между разными вариантами одного и того же персонажа — тоже.
Все эти тезисы пригодятся для понимания сюжета грядущего фильма «Человек-паук: Нет пути домой» — символично, что в прошлой части мультивселенная была обманом, а теперь она станет реальностью для несчастного Питера Паркера. Судя по трейлерам, именно в этом блокбастере сюжетный ход с другими мирами будет использован на полную катушку. После неудачного заклинания, которое Доктор Стрэндж применил по просьбе Паука, в его мир прорываются пришельцы из других вселенных, а именно — злодеи из старых фильмов про супергероя. Остальные подробности сюжета, конечно, держатся в строжайшем секрете, но многочисленные слухи, сливы и теории указывают на то, что к Пауку в исполнении Тома Холланда в этом фильме присоединятся не только прошлые злодеи и Веном (Том Харди), но и сами предыдущие Пауки — Тоби Магуайр и Эндрю Гарфилд.
Мультивселенная в этом фильме нужна не только для сюжетной коллизии — это способ разрешить противоречия между студиями Marvel и Sony, которые уже двадцать лет делят Человека-паука между собой. Парадоксальным образом злодеи из комиксов про Паука — такие, как Веном и Морбиус, — уже живут в кино отдельной жизнью, и выходит, что только через столкновение миров можно как-то воссоединить героя и его антагонистов. Поскольку нынешний контракт Тома Холланда подходит к концу, а переговоры Sony и Marvel едва не зашли в тупик после выхода второго фильма, многие фанаты уверены, что «Нет пути домой» изменит статус-кво персонажа. Устойчивая теория гласит, что все кончится уходом Паука во вселенную фильмов Sony (другой возможный вариант — история Паука-Холланда в киновселенной Marvel закончится, а у Sony появится другая версия героя в исполнении другого актера). «Нет пути домой» может решить и другую проблему — еще один популярный слух гласит, что в фильме появится Сорвиголова в исполнении Чарли Кокса из одноименного сериала Netflix. Киновселенная до сих пор никак не признавала существование плеяды сериалов про суровых уличных Защитников (команда, в которую входили Сорвиголова, Джессика Джонс, Железный Кулак и Люк Кейдж), и сюжет о коллизии миров позволит как-то с этим разобраться. Например, определив персонажей тех сериалов в отдельную вселенную.
Какая бы теория ни оказалась правдивой (узнаем в декабре), изучать другие миры в киновселенной Marvel не перестанут и после Паука. Следующий фильм про Доктора Стрэнджа имеет подзаголовок «Мультивселенная безумия» (выход намечен на май 2022 года). Про важность следующего «Человека-муравья» мы говорили выше. Не стоит забывать, что режиссер Джон Уоттс (он снял всех трех «Пауков») продолжит работать с Marvel, и должен сделать новую интерпретацию «Фантастической Четверки» где-то под конец четвертой фазы. Про этот фильм вообще нет никаких сведений, кроме имени режиссера, — тем больше хочется фантазировать и строить домыслы. Ведь в комиксах Четверка регулярно путешествовала в другие миры, а лидер команды, Мистер Фантастик, — ключевой персонаж в эпическом сюжете «Секретные войны», масштабном кроссовере о серии столкновений (в буквальном смысле слова) разных параллельных миров.
Новые Мстители
Если с наступлением мультивселенной все более-менее ясно, то на другой вопрос, остающийся у зрителей после «Финала», Marvel пока не давали четкого ответа: что со Мстителями? В новых фильмах персонажи осторожно обсуждают эту тему: Человек-паук досадует, что никого из них нельзя вызвать на помощь, Вечные гадают, кто теперь возглавит команду, но конкретики нет. Однако для людей, подготовленных комиксами, особой интриги нет — фаны понимают, что Файги просто пытается усыпить бдительность аудитории и выдержать паузу, чтобы неминуемое возвращение Мстителей стало еще более эффектным. Супергеройские команды в комиксах регулярно распадаются, уходят в отпуск, меняют состав и собираются заново — Мстителей ждет та же судьба. Интрига здесь лишь в том, кто войдет в новую итерацию отряда и какое событие станет катализатором для этого.
Не стоит забывать и то, что последние годы Marvel, словно фигуры на шахматной доске, расставляет по фильмам и сериалам персонажей, которые в комиксах в определенный момент собирались в другую важную команду — Молодых Мстителей. По сюжету комикса, в момент, когда сами Мстители временно были не у дел, эстафету попробовали подхватить их молодые фанаты и сторонники с разными полезными суперспособностями и навыками. Совсем уж портить сюрприз не будем, намекнем лишь, что к концу 2021 года число потенциальных Молодых Мстителей, которых уже показали в фильмах и сериалах, достигнет пяти.
Еще один сюжет из комиксов, связанный с «отпуском» Мстителей — команда «Громовержцы». Современная версия этой серии больше напоминает «Отряд Самоубийц» от конкурентов из DC (суперзлодеи, выполняющие грязную работенку для правительства), но изначально концепция была другой. При первом своем появлении Громовержцы были командой злодеев, выдававших себя за героев в период, когда Мстители потерялись в другом измерении. Недавние слухи о том, что Marvel попробует обыграть этот сюжет, не лишены оснований — в частности, главой Громовержцев в комиксах является Гельмут Земо, а в сериале «Сокол и Зимний Солдат» нам дали понять, что американское правительство очень хочет иметь полный контроль над новым поколением героев.
Скорее всего, правильны все эти гипотезы: киновселенная Marvel разрастается и увеличивается, и до того, как начнется битва мультивселенных, героям предстоит преодолеть еще множество промежуточных испытаний. Приключений хватит на всех — и на Громовержцев, и на Молодых Мстителей, и на новый состав самих Мстителей, и на Фантастическую Четверку. И даже на Людей Икс, чье появление в киновселенной после сделки Disney и FOX теперь лишь вопрос времени. Вселенная становится больше, насыщеннее и разнообразнее, и ее создатели изо всех сил постараются сделать так, чтобы через несколько лет «Сага Бесконечности» вспоминалась как скромный и наивный первый шаг.
The post Как киновселенная Marvel меняет собственные правила first appeared on Люмос.