Есть дизайнерские марки, которым, благодаря вложениям, объемам производства, конъюнктуре и прочим факторам удалось убедить весь свет, что Биркин и прочие Келли – это и есть дизайн и стиль. Спорить не буду – каждому свое.
Были и другие модные дома, совсем другие, канувшие в Лету еще в пятидесятые.
Расскажу вам сегодня про маленькое семейное дизайнерское ателье сумок, о котором в сущности мало что известно, помимо того, что от сумочек их производства захватывает дух, как от фильмов Хичкока, что производство было полностью ручное, что бОльшая часть итальянских актрис – любимиц Феллини выходили в свет именно с этими сумочками, что француженки месяцами копили на такую покупку.
Мы точно не знаем, когда Фернанд Деграндж (Fernande Desgranges) начал бизнес – возможно, эта история началась в эмигрантском Париже в середине 30 годов и «не пошла» (сумок – саквояжей очень характерной формы того периода марки не сохранилось, возможно, дизайнер экспериментировал с формой, искал себя и не подписывал свои работы, такое было часто. Зачем? Если ты знаешь всех клиентов, а клиенты знают тебя лично.)
А возможно, бизнес начался после периода оккупации, когда женщинам, вынужденным работать, захотелось иметь этакий эмансипированный саквояж, но такой, чтобы каждому было понятно, что «это вам не Розмари – машинистка в бюро пошла, а Актриса и Муза, героиня (даже если она и трудилась машинисткой в скромной редакции)».
Мы знаем точно, что сумки эти были про богемный шик, про легкость, красоту, про женскую самостоятельность и самодостаточность.
Как бы то ни было, в 1950е годы элитные магазины этой фирмы были в Женеве, Ницце и Париже.
В Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке выставлена одна из сумочек-саквояжей Фернанд Дегранж.
Легко представить себе с такой сумочкой молодую журналистку, женское Альтер-эго главного героя Феллиниевской «Сладкой жизни» Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни), днем делающей скандальные газетные репортажи, вечером же посещающей закрытые парижские вечеринки с кинозвездами и представителями европейской аристократии.
Что бы там не было, эти сумочки поднимали до уровня богинь кинематографа и родовых аристократок обычных работающих женщин, хотя ценник на них и был всегда далек от скромности.
Я выстроила постановочное фото с определенным смыслом:
Так могла бы расположить дорогие ее Сердцу предметы на туалетном столике наша условная героиня, наша Марианна: плюшевый мишка из тридцатых годов, спутник детства героини, у мишки на лапе часы 53 года PATEK PHILIPPE, которые наша условная Марианна могла получить в наследство или в подарок (но вернее наследство, потому что часы мужские) от своего отца, врача (на задней крышке часов есть реальное гравированное упоминание об их владельце – докторе), и сумочку от Дегранж невероятного пульсирующего малиново – земляничного цвета, позволявшую нашей докторской дочке, работающей и самой зарабатывающей себе на жизнь и бисер, вспоминать и Княгиню Монако Грейс, неоднократно замеченную с такой вот сумочкой, и представлять себя героиней «Сладкой Жизни», прекрасной, смелой и естественной в своей смелости и подлинной, ментальной (а не фейковой, из деревни Лухари) роскошной женщиной.
Сумка – образ, сумка – мечта. Сумка – стремление.
И вот после 50-х годов про ателье Дегранж более никто не слышал. Почему? Так иногда, к сожалению, бывает.
Возможно, умер гениальный продавец мечты, возможно, просто не выдержал конкуренции…
Нынешние гранды мировой моды не продают мечту, они просто продают дорогущий в меру однотипный и безвкусный аксессуар (да, Биркин, я о тебе).
Мир ушедшего и мир настоящего.
Возможно, поэтому мы и не увидим еще долго новой «Сладкой жизни» нового Феллини.
Меня спрашивают: так это же Ар Деко, верно? И да и нет. Конечно, форма напоминает строгие рамки Ар Деко, но любой большой стиль – это еще и внутренняя философия предмета. Так вот классический Ар Деко – это все же немного про другое: это про острые шпили небоскребов Манхэттена, про геометрически выверенные параметры, про определенную цикличность (да, я считаю, что Ар Деко вообще придумали египтяне в античную эпоху и храм в Карнаке – чистый Ар Деко).
Эта сумочка – про свободу выбора женщины, про отсутствие рамок, про роскошь оставаться собой.
Ирина Зуй
Адвокат Московской областной коллегии адвокатов
Почетный подкат Московской области, член рейтинга «The best lawyers in Russia” с 19 по 21 год; по версии журнала Russian Business Guide – лучший адвокат в сфере сопровождения банкротных процессов за 2022 год.
Коллекционер искусства
Признана самым медийным адвокатом 2022 года по версии рейтингового агентства In-Rating.